Бисмиллаҳир Роҳманир Роҳийм.
Аллоҳ таолога битмас-туганмас ҳамду санолар бўлсин.
Пайғамбаримизга мукаммал ва батамом салавоту дурудлар бўлсин.
М.А. Аскаров, IV курс, Южно - Российский Университет Экономики и Сервиса
И.В. Борисенко – научный руководитель, к.ф.н
Введение
Согласно ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан России, иностранцев и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и иных целях, без занятия коммерческой деятельностью в стране или месте временного пребывания [1].
Из данного определения можно сделать вывод, что одной из целью туризма является религиозная.
Согласно ГОСТ 50690-2000 религиозные туры это туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест.
Таким образом, туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды [1].
Религиозный туризм имеет три формы: паломничество, экскур¬сионные туры по религиозной тематике и специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.
Паломнический туризм представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество это странствие людей для поклонения святым местам или выполнение своих религиозных предписаний и обязанностей. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов. Это желание исцелиться от физических или душевных недугов, стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма и т.д.). Несмотря на эти мотивы есть, и другие причины обязывающий совершать паломничества в святые места в зависимости от религии. Например, ислам предписывает обязательное паломничество, так как указывается в священной книге мусульман Коране и в нем содержится целый стих посвященный обряду паломничество.
Паломник в большинстве случаев глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях .
Таким образом, религиозный туризм является одним из самых древних видов туризма.
Российская Федерация имеет большие возможности для развития религиозного туризма, т.к. является многонациональным и многоконфессиональным государством. Российское законодательство гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания. Это право закреплено в Конституции РФ, ст.28 которой гласит, что:
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[8].
Таким образом, каждый постоянно проживающий или временно находящийся на территории России человек вправе самостоятельно выполнять предписания свой религии в соответствии законами РФ.
В рамках данного исследования рассмотрим развития религиозного туризма (паломничества) в России на примере Ислама.
1. Мусульманское паломничество-Хадж
Чтобы понять значения обряда паломничество для мусульманина необходимо иметь представление об исламе.
Ислам (это слово можно перевести как «покорность и мир») зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Подавляющее большинство арабского населения Аравии придерживалось традиционных языческих верований. Но заметно было влияние монотеистических религий — иудаизма и христианства, так как Ислам признает прежних учений себя утверждая продолжителем и хранителем всех верных учений .
Примерно 570 г.н.э. в Мекке родился основатель ислама Мухаммед. Он был трудолюбивым, добрым, скромным человеком, любившем животных. В молодости Мухаммед был пастухом, занимался торговлей. От богатой вдовы ставшей его женой Хадиджи, ставшей его супругой, Пророк имел шестерых детей. Пророк часто уединялся для размышлений и молитвенного общения с Богом. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился Архангел Джибраил ( Гавриил) и, показав на явившиеся извне слова, приказал передать их людям.
После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения как в присутствии людей, так и тогда, когда он был в одиночестве. Мусульманские богословы с гордостью заявляют , что тексты Корана (Священное Писание) являются непосредственными указаниями Бога людям, которые была записаны при жизни Пророка и дважды сверены им с архангелом Джибраилом. Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому состоялась Хиджра — переселение Пророка в Медину ( с этого момента начинается отсчет мусульманского календаря). В 629 г. Пророк вошел в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабы. В 632 г. Мухаммед (Да пребудет с ним мир) скончался в Медине в возрасте 63 лет. Вероучения ислама сформировалось довольно быстро. Основные догматы мусульманской веры следующие:
1. Вера в Аллаха. Существуют три основных понятия Бога: Его единственность, превосходство и присущность. Ислам —это самая последовательная монотеистическая религия. Бог вечен вне времени, отличен от созданной им Вселенной, Милостивый и Милосердный.
2. Вера в Книги. С каждым из посланников Всевышний передавал людям Книгу. Тору через Моисея, Евангелия через Иисуса, Коран через Мухаммеда.
3. Вера в ангелов и джиннов.
4. Вера в пророков.
5. Вера в рай и ад.
6. Вера в предопреление
7. Вера в жизнь после смерти бессмертие души.
Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:
Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник». В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммада достаточно для принятия ислама.
Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы.
Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
Хадж — совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман[10].
Хадж – это особый обряд поклонения Богу. От других столпов ислама (таких как молитва, закят (ежегодный налог для состоятельных верующих) и пост) он отличается тем, что характеризуется единством времени и места его совершения. Благодаря этой особенности обряда паломничества каждый год в месяц зу-ль-хиджа по мусульманскому лунному календарю в Мекке открывается грандиозный Конгресс мусульман планеты [7].
В сознании мусульманина хадж это обряд благочестия, в Коране содержатся ряд указаний по обряду паломничества например в суре « Семейства Имрана» в 97 аяте говорится : «На людях перед Господом есть обязательство совершения хаджа к Дому, - для тех из них, кто в состоянии преодолеть путь к нему » [7]. Паломничество в Мекку, считающееся в исламе пятым "столпом веры".
Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название "зу-ль-хиджжа" - "обладающий паломничеством".
Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. После этого он получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого "вакиль аль-хадж", оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).
Корень "хаджжа", имеющее древнесемитское происхождение и означающее "обходить вокруг", приобрел в арабском языке значение "отправляться в паломничество".
Хадж отмечает три знаменательных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему[3].
Духовное значение хаджа заключается в том, что он совершается добровольно и индивидуально ради поклонения Единому Богу. Во время хаджа паломники становятся "гостями Аллаха" в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо пять раз в день во время молитвы. Покидая на время свой дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем самым совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Они просят Всевышнего простить им прегрешения и явить Свою милость. Совершая хадж, паломники многократно повторяют молитву: "Здесь я служу Тебе, Господи! Здесь я служу Тебе! Нет Тебе равного! Одному Тебе - поклонение, от Тебя - все благое! Нет царства кроме Твоего царства, нет власти, кроме Твоей власти!".
Основные обряды хаджа были установлены Пророком Мухаммедом во время "прощального паломничества" (хадж аль-вада), которое он совершил в 632 г. - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа).
Во время совершения хаджа мусульманин обязан: облачиться в особое одеяние - ихрам; совершить первый обход вокруг Каабы - таваф ат-тахийа; совершить молитвенное предстояние на горе Арафат - вукуф; и совершить второй, "прощальный" обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) по возвращении из долины Арафат.
Ихрам означает "посвящение" и является особым состоянием духовной чистоты, для пребывания в котором совершается полное омовение тела, облачение в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам. После совершения полного омовения (гусль), женщины одевают просторные белые одеяния и покрывают голову платком таким образом, что видимыми остаются только лицо, кисти рук и ступни ног. Мужчины одевают два простых белых покрывала: одно закрывает ноги от бедер до колен, а другое накидывается на левое плечо. Эти одеяния символизируют чистоту помыслов паломников и их равенство перед Всевышним. Место, где паломники облачаются в одеяния ихрам, называется микат - оно находится в четырех километрах от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в эти одеяния заранее, перед самой посадкой в самолет.
Пройдя микат, мусульманин совершает молитву и произносит особое обращение к Аллаху (тальбийа): "Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!" - с этого момента считается, что он вошел в состояние ихрама.
При совершении хаджа (пребывая в состоянии ихрама) запрещается заниматься торговлей и делами, относящимся к мирской жизни; вступать в половые связи, а также свататься или вступать в брак; гневаться и обижать кого-либо; причинять вред всему живому (убивать животных и насекомых, рвать траву и срывать листья и ветки с деревьев и т.д.); бриться, стричь волосы и ногти, использовать благовония, надевать украшения и курить. Нарушение этих запретов делает хадж недействительным.
Прибыв в Мекку к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа, паломники совершают поклонение Каабе - обряд "малого паломничества", называемого умра. Паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к "черному камню": они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), а затем подносят руку к губам и глазам (истилам). Затем следует семикратный обход Каабы против часовой стрелки - таваф (при этом первые три круга следует пробежать или пройти быстрым шагом).
Во время обхода Каабы совершается поклонение ее "иракскому и "йеменскому" углам (целование, прикосновение рукой, произнесение особых молитв). По окончании семикратного обхода паломники подходят к месту входа в Каабу, прижимаются к нему всем телом, поднимают правую руку в сторону входа и произносят молитву, прося милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва с чтением двух сур Корана - 109-й ("Неверные") и 112-й ("Очищение"). Завершив обход Каабы, паломники направляются к плите "стояния Ибрахима" (макам Ибрахим) и совершают там молитву. После этого паломники направляются к священному колодцу Замзам и дважды берут из него воду: сначала ее пьют, а затем обливают тело с головы до ног.
Обход Каабы совершается в любое время дня и ночи, сразу по прибытии в Мекку.
Слово «хадж» в переводе с арабского означает «цель». В терминологии шариата «хадж» означает паломничество: посещение священного места, где находится Кааба.
2. История мусульманского паломничества в России
Российские земли и народы её населяющие очень рано познакомились с Исламом. Достаточно сказать, что уже в VII веке дагестанский г. Дербент становится частью Исламского мира, где уже было возведено 7 мечетей. Впоследствии на территории современной Российской Федерации возникли государства с мусульманским населением — Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда, многие ханства и княжества Северного Кавказа. Понятно, что в те времена количество совершающих хадж было невелико из-за трудностей пути, политических и военных препятствий. Это было делом в основном представителей элиты, мусульманских ученых, купцов и путешественников [10].
Вопрос о мусульманском паломничестве представлял для России, в виду многочисленности её мусульманского населения, громадную важность. По статистическим данным, на рубеже XIX-XX вв. От 8 до 12 тысяч российских мусульман ежегодно совершали Хадж[6].
В истории зафиксированы случаи совершения хаджа представителями монархических династий. Например, 1494 году казанская царица Нурсултан совершает хадж по маршруту через Каир. После этого она в переписке с русскими царями именует себя «царица Ази», т.е. хаджия, под этим именем она упоминается в русских летописях.
В 1517 году она совершает хадж повторно.
В 1524 году хан Сахибгирей оставляет трон Казани для совершения хаджа, передает трон племяннику Сафагирею и уезжает Стамбул.
Необходимо напомнить, что Россия обретала свои мусульманские владения постепенно. Первым мусульманским народом России стали казанские татары в XVI веке, затем в XVIII веке были присоединены крымские татары, казахи, далее Кавказ. Средняя Азия стала российской во второй половине XIX века. Например, Ташкент был взят в 1865 году, а Ашхабад лишь в 1881 году.
Первый российский законодательный акт, касающийся хаджа, появился в 1803 году, он касается разрешения выезжать в хадж оказавшимся в России бухарцам. Но еще ранее этого видимо впервые российские власти столкнулись с вопросом хаджа в Крыму. Ведь по условиям его присоединения к России крымские татары сохранили свои привилегии, в том числе беспрепятственное совершение хаджа. По данным исследовательницы Луизы Бобовниковой: «Желающим крымским татарам совершить паломничество в Мекку (т.е. хадж) выдавались паспорта»[9].
Однако, Российские подданные получили возможность иметь заграничные паспорта только 27 июля 1855 года. Видимо, до этого в хадж российские паломники выезжали, имея в качестве документов рекомендательные письма от волостных старшин и сертификаты на свободный проход по английским владениям.
В течение почти всего XIX века российские власти выдавали паспорта для хаджа с крайней неохотой. Это происходило под влиянием христианских миссионеров, которые внушали, что «хадж приносит Турции громадную материальную пользу пожертвованиями, употребляемыми и на военные нужды», так писал в частности поручик Яровой-Равский.
В XIX веке паломничество российских мусульман совершалось в основном по трём общепринятым маршрутам:
1. По Закавказью и северной части Персии через узловой пункт Кирманшах и пограничный с Турцией городу Ханекин, по направлению на Багдад — с посещением памятных для шиитов мест Казвина, Кербелы, Неджефа, а затем далее через пески Аравии — в Мекку и Медину. По оценкам российских дореволюционных ученых число этих паломников достигало до 12-15 тысяч человек.
В основном будущие паломники переходили границу России нелегально группами примерно по 70 человек, не имея никаких паспортов, как об этом пишет поручик Яровой-Равский. Затем они скапливались в Кирманшахе, далее дорогою через Махидешт, Гурун-Абад, Керинд, Серипуль и Кафи-Ширин в пограничный Ханекин, затем через Шахребан и Бакубу в Багдад, далее в Кербелу, Неджеф и другие места. Основные трудности паломников возникали из-за их нелегального нахождения за границей, с них османские чиновники брали многие поборы. Маршрут ведёт через аравийскую провинцию Шаммар и Джебель в Медину.
2. Через Самарканд и Бухару в Афганистан через Мазари-Шариф, Кабул и Пешавар в Бомбей, а оттуда морем в Джидду или Ямбо, служащие гаванями для Мекки и Медины. Этот маршрут использовали в среднем 4-7 тысяч российских паломников ежегодно, в основном это хаджии из Средней Азии. По этому маршруту хаджии следовали без российских документов, приобретая китайские или бухарские так называемые «билеты».
3. Из портов Черного моря через Стамбул и Суэц в Джидду или Ямбо, а оттуда в Мекку и Медину. Этим маршрутом пользовались все российские татары, кавказские сунниты и близкие к внутренней России казахи, всего вместе через этот маршрут ездило 2-3 тысячи паломников. По этому маршруту выезжали в основном имеющие российские паспорта.[6]
Отрицательному отношению к хаджу российских властей способствовало наличие и политической подоплеки в нахождении Хиджаза в составе Османской империи. Так, в преддверии русско-турецкой войны в 1877-78 годов шериф Мекки издавал специальную фетву, требовавшую от султана объявления войны России.
Возвращающиеся из хаджа обретали звание хаджиев. Они получали большой авторитет среди своих соплеменников, т.к. сами духовно обновлялись при этом путешествии, а их непосредственное пребывание у мусульманских святынь вызывало среди народа чувство особого к ним почтения.[6]
Для всесторонней оценки религиозно- политических и медико-эпидемиологических аспектов хаджа впервые в истории российского хаджа в Мекку был направлен мусульманин – офицер русской армии Абдуль Азиз Давлетшин. Его отчёт, опубликованный 1899г. под грифом «секретно», сыграл важную роль в объективной оценке роли и значения хаджа из России для мусульман, самой империи и её международного авторитета. Отчёт Давлетшина, озаглавленный за рубежом как «Секретная миссия русского офицера» открыл совершенно новую страницу в организации хаджа из России.
Многие его положения актуальны и сегодня. Он пронизан оригинальными идеями и мыслями о строительстве в настоящем и будущем доверительных отношений с мусульманским миром в России и за рубежом и призывами к противодействию проникновения и распространения в пределах империи враждебных традиционному Исламу раскольнических верований. К концу 1889 г. были подготовлены обширные зарубежные и отечественные исследования и материалы для принятия в империи кв1902 году «Временных Правил о паломничестве мусульман». Правила выражались понятной для мусульман формулой: Хадж – столп Ислама, одна из главных манифестаций принадлежности к умме и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства с общиной своих мусульман и странами мусульманского Востока. Россия признаёт и уважает традиции мусульман. Объективно оценивает международную и эпидемиологическую обстановку в странах Востока. Исходит из необходимости укрепления мер доверия между государством и мусульманами. При этом руководствуется соображениями общественной и национальной безопасности империи и безопасности своих подданных мусульман, выезжающих на паломничество за рубежи России. Важным в Правилах было то, что к началу 20 века хадж из России фактически стал фактором доверия между властью и общиной мусульман, был признан неотъемлемым столпом Ислама и важным элементом международных религиозных связей. Хадж был приравнен к паломничеству православных и иудеев в Иерусалим.
Правила положили конец международным и внутренним антироссийским провокационным политическим спекуляциям об ущемлении прав мусульман в России. Если в 1901 г., по официальным данным, хадж совершили 6 тыс. человек, то после введения новых временных Правил 1902 года паломничество совершили более 16 тыс. человек. В то же время зарубежные источники сообщали о фактическом прибытии из российских имперских территорий около 25 тыс. пилигримов. В империи, после долгих лет отчуждения и взаимного недоверия, возрождался и развивался уникальный опыт мирного сосуществования мировых религий и цивилизаций, внутренний и международный диалог культур и религий России. Это были столетия, когда «Петровская Россия своими победами удивила Европу, а Екатерина приучила Европу к своим победам».По результатам донесений Г. Давлетшина, к которым благосклонно отнёсся император, российские власти смягчают свое отношение к хаджу, снижается пошлина на получение заграничного паспорта. В 1903 году в Устав о паспортах включаются временные правила для паломников мусульман, в них указывается, что мусульманам выдаются паспорта особого образца, устанавливаются требования прохождения врачебно-санитарной очистки, за которые отвечают карантинные и врачебно-наблюдательные учреждения. Таким образом, в начале XX века российские власти уже начинают способствовать совершению хаджа. Об этом, в частности, пишет русский посол в Стамбуле Николай Чарыков в 1911 году: «Наше правительство, как известно, относится далеко небезучастно к совершению хаджа не только нашими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными дорогами и пароходами для отправления в Мекку. Наше правительство заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью между прочим, организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном участии русских консульских учреждений». Дело было в том, что основные христианские святыни, к которым происходило паломничество, православных верующих также находились в то время во владениях Османской империи. Россия строила политику проникновения в Палестину, создания там так называемой «Русской Палестины», из-за этого, как известно, разразилась и Крымская война. В 1882 по инициативе Александра II было учреждено Императорское православное палестинское общество во главе с Великим князем Сергием Александровичем.
Количество русских православных паломников на пасху в Иерусалим составляло 18-20 тысяч человек(9), что было сравнимо с количеством хаджиев. Путь православных паломников примерно совпадал с маршрутом хаджа: Кавказ, Стамбул, Дамаск, Иерусалим, гора Синай.
До революции священные места Ислама входили в состав Османской империи, а собственно Меккой управляли шарифы. Конкретно организацией хаджа ведали так называемые «далили», которые специализировались по мусульманским народам. Далили утверждались письменным фирманом шерифа Мекки.
Например, по отчету российского генерального консула в Джидде Левицкого за 1893 год приводится список далилей отдельно для андижанцев, ошцев, хивинцев, черкесов, крымских татар, дагестанцев, кокандцев, казахов и казанских татар, бухарцев и т.д. Так, далилем казанских татар были потомки меккинца Али-Суруджа, его вакилем в Джидде был йеменец Абдуррасуль. В Медине же далилем для казанских татар в том же году трудился Саид-Шафи. Эти далили ежегодно сами выезжали в Россию для собирания хаджиев, либо присылали своих 2-3 представителей, которые попутно продавали воду источника замзам, чётки, финики и т.д., но самое главное приглашали людей в паломничество. Таким образом, в XIX веке хадж-миссии были наоборот: для каждой национальности были ответственные, т.е. далили, которые были заинтересованы в большем притоке хаджиев из их курируемых областей. Они же на месте их встречали и занимались обустройством и технологией организации хаджа, делали эту работу они, конечно, небескорыстно.
Симптоматичен в этой связи выход в свет в Казани в 1909 году книги Гали Ризы под названием «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают» (Хаҗиларга рафик яхуд хаҗиларның алданлыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугры тарик). В книге приводятся все расценки, указываются надёжные гостиницы и раскрываются методы обмана хаджиев далилями.
В XX веке появляются новые маршруты хаджа, так из Москвы стало можно ехать поездом до Варшавы, Вены и Стамбула. Путь занимал 6 дней, но стоил билет 100 рублей. Пароходы ходили из Батуми, Севастополя и Одессы, причём появились и беспересадочные туры по морю напрямую в Джидду. Наибольшее число паломников ехало через Одессу, т.к. здесь находилось турецкое консульство, где выдавали визу «До Мекки через Стамбул». В Одессе строится татарская мечеть, имамом там служит Сабиржан Сафаров, который содействует хаджиям.[6]
М. Э. Никольский в своей статье «Паломничество мусульман в Мекку» в 1911 году пишет, что число паломников из России за последние годы колеблется от 6 до 10 тысяч человек, не поднимаясь 16 тысяч богомольцев».
Он отмечает, что русские хаджии приезжают месяца за два до начала хаджа и направляются в основном через Одессу и Севастополь и реже через Батуми. К их услугам готовы специальные паломнические пароходы Русского общества пароходства и торговли и Добровольного флота. Однако многие паломники предпочитают ехать на скверных турецких и греческих пароходах, на которые перехватывают приезжающих в Россию из Турции зазыватели из мусульман.
Путь через Афганистан по сведениям М. Э. Никольского в 5 раз дешевле пути через Стамбул, там можно свободнее бедным побираться. По словам Никольского многие россияне остаются в Мекке, т.к. бежали «от судебного следствия, тюрьмы, долгов и военной службы. В Мекке живут преимущественно туркестанцы и бухарцы. Татары облюбовали Медину, где и климат не так жарок, и да и бывают состоятельные ученики из России, обучающиеся в славящихся у многих Мединских высших учебных богословских заведениях»[9].
Он замечает, что «мусульмане из России, поселившиеся в Геджасе, обыкновенно не теряют связи со своими земляками, постоянно приглашая их в хадж. Порой они сами отправляются в Россию для получения бедель-хаджа». Он пишет, что за его совершение берут из России не менее тысячи рублей. В России такой хадж распространен в Казанской, Оренбургской и Уфимской губерниях. Туркестанцы редко его делают.
Постепенно складывается вакуфная инфраструктура в Мекке и Медине. Известно по крайней мере о 9 вакуфных текие-домах для паломников казанских татар в Мекке. В Медине была казанская мечеть и медресе, а также 3 вакуфных дома. Всего выходцами из России было создано свыше 100 вакуфов в Мекке и в Джидде.
Вокруг этих вакуфных владений складывается круг российской эмиграции, который в том числе занимался и совершением бадаль-хаджа. Он стал выгодным промыслом. По данным С. Жданова бедель-хадж стоил от 750 до 1500 рублей, доходя и до 3 тыс. рублей. Ш. Ишаев отмечает: «Бадальчество особенно развито среди наших татар, хотя в последнее время начинает развиваться и среди степного киргизского населения».
Огромную положительную роль в развитии дела организации хаджа из России сыграло российское консульство в Джидде. Первым консулом становится татарин Шагимурад Мирясович Ибрагимов, назначенный высочайшим указом от 22 ноября 1890 года.
Симптоматично, что в инструкции консулу прямо говорилось, что цель консульства состояла «преимущественно в покровительстве нашим паломникам, ежегодно в значительном числе отправляющимся на поклонением мусульманским святыням в Мекку и Медину».
В 1895 года драгоманом консульства был татарин Ш. М. Ишаев, который также совершил хадж.
Заботясь о хаджиях, консульство разработало систему депозитов, оставляемых тут паломниками. Например, в сезон хаджа 1907 года было оставлено средств на сумму почти 50 тыс. рублей. Такой метод облегчал решение вопросов сохранности средств на обратную дорогу и на случай смерти, тогда деньги переправлялись на родину.
Работа консульства в Джидде продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны в 1914 году, когда была объявлена война с Османской империей, т.е. совершение хаджа тогда стало почти невозможным.
Вновь консульство открылось уже при Советской власти. В 1924 году советское правительство установило дипломатические отношения с Хиджазом, открывается консульство в Джидде.
В феврале 1926 года СССР признал Королевство Хиджаз, султанат Неджд и присоединенные территории, то государство, которое с сентября 1932 года стало называться КСА. Непосредственно это признание осуществил советский консул татарин Карим Хакимов. Причём СССР был первым государством, которое установило дипломатические отношения с этим королевством. В 1925 году К. Хакимов совершает умру.
В 1927 году после 10-летнего перерыва стали перевозить паломников через одесский морской порт. Таким образом, хадж с территории СССР продолжался до полного закрытия южных границ СССР в самом начале 30-х годов, хотя, конечно, шло резкое сокращение числа паломников. В 30-е годы хадж могли совершать уже только белоэмигранты.
В 1928 году Саудовские власти запретили доступ в Мекку для «европейцев, считавших себя мусульманами», но фактически отрицавшим религию. Это решение могло быть направлено и против советских дипломатов.
Видимо, последним советским гражданином легально совершившим хадж в это время становится второй советский консул казах Назир Тюрякулов. Ему на совершение хаджа даёт разрешение Народный комиссариат иностранных дел СССР. Об этом событии пишет татарский писатель эмигрант Гаяз Исхаки: «На улицах Мекки при нескончаемых звуках клаксона появился автомобиль, украшенный красными флажками с серпом и молотом», далее: «поприсутствовав на всех торжественных молебствованиях и выполнив все обряды, г-н Тюрякулов отправился в Медину для того, чтобы поклониться могиле Пророка». Г. Исхаки пишет, что когда консулу задавали вопросы, «почему больше не приезжают паломники из России, которых раньше было так много он без малейшего смущения заявлял, что эти паломники могут приехать из России только морем. Поскольку же приливы — Дарданеллы и Босфор — все еще как и Константинополь в руках англичан и французов, постольку ни один пароход с паломниками не может пройти через них».
В ходе визита эмира Фейсала ибн Абдель-Азиза в 1932 году в СССР ставились вопросы об обеспечении прибытия из СССР хаджиев в количестве 10-15 тысяч человек. Однако, советское правительство оставило эти вопросы без внимания. В 1938 году советская миссия в Джидде, с 1935 года вновь возглавляемая К. Хакимовым была отозвана. Возобновился хадж из СССР в 1945 году, когда небольшая группа хаджиев во главе с муфтием Ишаном Бабахановым смогла выехать в хадж. С 1945 г. по 1990 год из СССР совершили хадж около 900 советских граждан.
В 1953 году Зияуддин Бабаханов возглавил очередную группу паломников Мекку и в ходе этой поездки встретился с королем Саудовской Аравии Абдульазизом ибн Саудом, который очень тепло принял российских мусульман. В том же году Бабаханов заключил договор с ректором университета «Аль-Азхар» о начале приема на обучение студентов из СССР. В 1961 году при САДУМ был открыт отдел международных связей, который стал курировать вопросы паломничества, приема и отправления делегаций, а также переписку с зарубежными мусульманами [4].
Хадж из России сегодня
После распада СССР Россия стала восстанавливать давно утерянных духовных ценностей страны. В этот период очень многие мусульмане России удостоились чести посещения священных мест и выполнение своих религиозных обязанностей. В современной России ежегодно обеспечиваются благоприятные внутренние и международные условия для организации паломничества. Для этого мобилизуется потенциал государственных административных, материально-технических, финансовых, международных и кадровых ресурсов, не государственных и общественных и религиозных организаций всех регионов России.
Например квота для Российской Федерации в 2009 г. составила 20,5 тысяч человек. Это количество паломников зафиксировано в подписанном в Мекке в апреле с. г. Российско-Саудовском Протоколе по приему российских паломников.
В рамках подготовки к сезону хаджа-2009 была сформирована хадж-миссия, включающая около 200 человек из числа представителей туристических компаний и духовных управлений мусульман, финансируемых из их бюджета.
Несмотря на мировые финансовые неурядицы, количество желающих совершить паломничество превысило официальную российскую квоту. По данным Министерства по делам хаджа КСА, на территорию королевства для совершения паломничества въехало 20499 российских паломников.
В 2009 году российские духовные управления мусульман аккредитовали 8 компаний: от Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России (квота 3750 чел.) были предложены 2 компании – «Наджм-тур» и «Салям-тур»; от ДУМ Республики Дагестан (квота 6000 чел.) – компании «Баракат» и «Арафат»; от ДУМ Чеченской Республики (квота 3000 чел.) – компания «ИРС групп»; от ДУМ Республики Татарстан (квота 3000 чел.) – компания «Идель хадж»; от ЦДУМ (квота 2000 чел.) – компании «Салям-тур» и «Идель хадж»; от ДУМ Республики Ингушетия (квота 1500 чел.) – компания «Вокруг света»; от Координационного центра мусульман Северного Кавказа (квота 1250 чел.) – компания «Лаббайк-тур». Все остальные российские туристские компании работали по агентским договорам с той или иной вышеупомянутой компанией [4].
Из существующих проблем стоит выделить недоработки ряда компаний в части, касающейся обслуживания наземных паломников, по расселению паломников всех категорий в гостиницах Мекки. По мере накопления опыта российские туроператоры из года в год хоть и не так быстро, как хотелось бы, но улучшают свою работу и на этих направлениях.
К сожалению, некоторые духовные управления мусульман и хадж-компании к работе в составе хадж-миссии привлекают зачастую неподготовленных лиц, часть из которых не владеют ни арабским, ни английским языками и плохо ориентируются в программе пребывания и маршрутах совершения паломничества. Как результат - при возникновении реальной проблемы помочь паломникам они не всегда в состоянии.
Решением данной проблемы могло бы стать:
повышение квалификации менеджеров туристских фирм, организующих и продающих данный вид туристского продукта;
издание методических пособий и учебников для подготовки высококвалифицированных специалистов по религиозному (паломническому) туризму;
развитие транспорта и коммуникаций;
внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием.
Необходимо признать, что образование и подготовка кадров являются фундаментом развития;
расширение круга аккредитованных туроператоров, и как следствие, увеличение конкуренции, и борьба за качества.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Интернет – ресурс «Российская газета» - URL: http://www.rg.ru/2007/02/09/turism-dok.html, доступ свободный ( дата обращения 30.04.2010)
2. ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования [Электронный ресурс] : Интернет-ресурс «Консультант плюс» - URL: http://www.compastour.ru/docgost.htm, доступ свободный (дата обращения 05.05.2010)
3. Муса Алиев «Год жизни мусульманина» 142 с. Санкт Петербург 2006г. - 201с
4. [Электронный ресурс] - Независимый Исламский Портал www.islam.ru
5. Иман Валерия Порохова [Текст] «Коран. Перевод смыслов и комментарии»:Рипол Классик; 2002г. 555 – 556с. Из 1107с.
6. Сибгатуллина Альфина. Все пути ведут в Хиджаз [текст] : [ в XIX веке российские мусульмане совершали паломничество] / А. Сибгатуллина // Асс-салам духовно-просветительская газета.- 2009-дек.-16.С.
7. Игнатенко А.А.[ Электронный ресурс] Интернет-ресурс Научно- исследовательского института социальных систем МГУ имени М.В. /А. Игнатенко.-URL : http://niiss.ru/ign_111103.shtml , свободный ( дата обращения 10.09.2010).
8. Смыслова Е.[Электронный ресурс] Интернет-ресурс Официальный сайт Православной Российской Церкви (Истинно-православной Церкви) /Е. Смыслова /-URL: http://www.sinodipc.ru/page/97/?PHPSESSID=93fde5004845ffc37497bfe7e196e3aa , свободный (дата посещения 24.09.2010).
9. Якупов В.[Электронный ресурс] Интернет-ресурс Портал Союза мусульманских журналистов России./ В. Якупов /- URL: http://info-islam.ru/analyst/?ID=1512&forprint , свободный (дата посещения 24.09.2010).
10. [Электронный ресурс] Интернет-ресурс Материал из Википедии — свободной энциклопедии . //- URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Islam свободный (дата посещения 24.09.2010).