1442 йил 30 Рамада́н | 2021 йил 12 май, среда
Регион:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Сифаты Аллаха и салафы

17:00 / 16.07.2019 1288 Режим чтения + -
..

Благословленные аяты и хадисы о прекрасных именах — Асмаул хусна — были удостоены высокого почтения мусульман.

Одними из первых прекрасные имена и качества Всевышнего Аллаха глубоко изучили улемы науки акоид. Целью исследований всех улемов науки акоид — и старых, и новых, и салафов, и халафов[1], являлось одно — доказать абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха от недостойных и неподобающих качеств.

 Необходимо отметить, что здесь слово «салаф» лексически означает «предшественник», «предок», а в шариатской терминологии оно обозначает мусульман, живших первые три века хиджры.

Всем хорошо известно, что уровень знания арабского языка у салафов и степень их вероубеждения были чрезвычайно высоки. К тому же в эпоху салафов не было различных разногласий, течений, философий, а если и были, то не имели никакой силы и влияния. Именно поэтому, как и в отношении других учений, салафы не нуждались в приложении каких-либо особых усилий в сфере науки акоид и доказывать что-либо, что связано с основами веры.

Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи в своей книге «ал-Фикхул акбар» говорит следующее:

«Всевышний Аллах не похож ни на одно из своих творений. Ничто из творений Аллаха не подобно Ему. Все качества Аллаха несопоставимы с качествами творений. Аллах ведает знанием, не похожим на наше знание. Аллах могущественен силой, не похожей на нашу силу. Аллах видит взором, не похожим на наш взор. Если Всевышний Аллах упомянул в Куръане о лице, руках и душе, то относительно Него все это не является состоятельными сифатами».

Нуъайм ибн Хаммад ал-Хузаъи — шейх имама Бухари, сказал:

 «Кто уподобит Аллаха Его творениям, тот станет неверным. Кто станет отрицать то, как Аллах описал Себя, поистине, он станет неверным. Нет уподобления в том, как описал Аллаха Он Сам и Его посланник. Кто для Всевышнего Аллаха утвердит достойным могущества Аллаха то, что приведено в ясных аятах и достоверных сведениях и отвратит от Аллаха недостатки, поистине, тот пошел по пути хидаи[2]».

 Как мы отмечали ранее, путем, которого придерживались салафы — поколение прежних мусульман и ученых, был путь, при котором они воспринимали все как есть, не задумываясь о чем-нибудь другом. Примером этому может служит вопрос, известный как вопрос о «вознесении на Арш[3]».

 В описании об этом, приведенном в священных аятах, фраза «алал Арши истава» касается Аллаха. Если перевести эту фразу дословно, получится смысл: Аллах «приравнялся к Трону». Поколения прошлого пришли к согласию: «толкование этого смысла оставим на усмотрение Самого Аллаха, и по этому поводу не скажем ни слова». Потому что в те времена все хорошо понимали это, они вели простую жизнь и не подвергались разного рода фитнам[4]. Однако встречались и такие люди, которые пытались поднять этот вопрос. Но большинство, называя их зачинщиками фитны, не давали им возможности распространять свои домыслы. Благодаря чему общество мусульман пребывало в спокойствии и благополучии.

 В этом вопросе достойна похвалы позиция имама Малика рахматуллахи алайхи. Как сообщается в преданиях, некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил об «истива» — овладении Аршем.

Тогда имам Малик сказал:

«Истива известно. Неизвестно, каково оно. Уверовать в него является ваджибом. Задавать вопросы о нем есть бидъа. А ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его от меня!».

Таким путем праведные предшественники (салафы) сохранили свое правильное вероубеждение в абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха, в то, что нет никого, подобного Ему, и что Он обладает всеми качествами совершенства.

По прошествии времени территории исламских государств расширились. Люди, принявшие Ислам или начавшие жить совмесно с мусульманами принадлежали к различным народам, религиям, философиям и идеологиям. Естественно, они не могли сразу и полностью избавиться от своих старых идей и представлений. К тому же, наряду с этим, враги Ислама непрестанно инспирировали смуту. С целью нанести ущерб акийде мусульман, они с исключительным мастерством спровоцировали всеобщее обсуждение различных вопросов, могущих вызывать сомнения. Одной из самых больших проблем стало стремление нанести урон вероубеждению мусульман, для чего использовались поверхностные (буквальные) значения аятов и хадисов, относящихся к сифатам Всевышнего Аллаха. Рассуждая об определениях относительно рук, глаз Аллаха либо Его пречистых качеств, они стали сбивать людей с праведного пути, и вводить их в заблуждение, инициируя тем самым фитну среди верующих.

 Дело усугубилось до такой степени, что даже вынесение фатвы[5] «Задавать вопросы по этой теме есть бидъа» подобно тому, как это делали салафус салихин и имам Малик, уже не производило должного эффекта. Более того, теперь уже не оставалось никого, кто бы не задавал вопросов на подобные темы.

 В такое трудное время выдающиеся ученые, такие как Абул Хасан ал-Ашъари и Абу Мансур Матуриди сослужили огромную службу в деле сохранения чистоты акийды. Как и в других деликатных, сложных вопросах, были найдены решения и в вопросе относительно сифатов Всевышнего Аллаха. На заявления подстрекателей о том, что фраза «алал Арши истава» означает, что Аллах приравнялся к Трону, халафы — ученые последующих поколений — ответили так: «Нет, тогда к Аллаху были бы отнесены недостатки, и поэтому истива следует понимать соответственно другим совершенным качествам Всевышнего Аллаха».

Таким образом, «истива» было истолковано как обладание чем-либо посредством могущества и владычества. И в этом, как и у праведных предшественников, проявляется намерение поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всяких изъянов.

И улемы из числа салафов, и улемы из халафов имели единую цель. Только для достижения этой цели они придерживались различных путей, соответствующих их времени и условиям.

Нам с вами также следует действовать в этом вопросе очень осторожно, не вызывая разногласий.

Считаем, что в связи с этим важно отдельно упомянуть о том, какого пути придерживался Абул Хасан ал-Ашъари. В его первых книгах и книге «ал-Ибана» просматривается, что он придерживался пути предшествующих ученых — салафов, тогда как по его последующим книгам, таким как «ал-Ламаъ», видно, что в дальнейшем он придерживался пути последующих ученых — халафов. Этого требовали обстоятельства. Учитывая это, мы можем сказать, что Абул Хасан ал-Ашъари рахматуллахи алайхи в вопросах о сифатах Всевышнего Аллаха был своего рода переходным звеном от пути улемов-салафов к пути улемов-халафов.

Из книги «Суннитские вероубеждения»


[1] Халафы — «последующие» — последующие поколения.

[2] Хидая — наставление на правильный путь — по словарю означает «любезно, с благоволением напутствовать в правильном направлении». По мнению улемов, существует несколько степеней хидаи — наставления на путь истины: наставление инстинктов, органов восприятия, разума и религиозная хидая.

[3] Арш — досл. «трон».

[4] Фитна (فتنة) — досл. «испытание», а также «обман», «смута», «заблуждение». Арабы называют фитной переплавление руды, чтобы выделить металл от примесей.  В шариатской терминологии фитной называется смута, когда выявляются положительное или негативное качества человека.

[5] Фатва — решение по конкретному вопросу шариата, выносимое улемом-муфтием, т.е. ученым, правомочным выносить фатвы.

..
Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи относительно тематики
По этому вопросу также возникало множество споров между различными мазхабами и группами. Осадок от этих споров сохранился и по сей день. На это существует своя читать полностью

1311 09:30 / 02.04.2020
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Поспорили Адам и Муса алайхимассалам перед Господом своим. И превзошел Адам читать полностью

1617 09:30 / 09.10.2019
Понятие .чудо, в арабском языке выражено словом муъджиза, которое означает .оставляющий в бессилии,. То есть совершить чудо mdash муъджизу mdash другим не под силу, они читать полностью

728 15:30 / 09.11.2020
Этот вопрос неразрывно связан с предыдущими вопросами. Начиная с вопроса о кад и кадаре и до последнего рассмотренного вопроса mdash все они являются взаимно читать полностью

1289 09:30 / 05.03.2020
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Вопрос представлен без редактирования Ассаламу алайкум Зикр ахлидан суранг персоналы У меня есть кульминационный вопрос. Один человек делать намеренно большой читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat