1442 йил 4 шавва́ль | 2021 йил 16 май, воскресенье
Регион:
ЎЗ UZ RU EN AR
Открытое послание

Mусульманских улемов мира, обращенное к руководству и членам ИГИШ (Часть 3)

18:42 / 27.03.2017 72 Режим чтения + -


 5. Фикх действительности.

Под «фикхом действительности» (или «практический фикх») подразумевается процесс применения шариатских правил к людям в их взаимных отношениях и обращениях. При этом исходят из реалий и обстоятельств, в которых люди живут, из состояния самих людей. Это достигается путем глубокого изучения этой реальной действительности, выявления проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются, их возможностей и того, с чем они сталкиваются. Фикх действительности рассматривает религиозные тексты, находит способы, которые применимы к реалиям людей в определенный момент времени, и позволяет отложить некоторые обязательства до тех пор, пока эти люди станут способными выполнять их, исходя из их мóчи, возможностей и уровня.

Имам Газзали по этому поводу сказал: «Если исходить из действительности, то это тоже одно из уровней необходимости. Здесь необходимо совершение иджтихада, даже если нет указывающего на него определенного основания»[1].

Ибн Каййум ал-Джавзийя сказал: «Поистине, факих должен разбираться в склонностях людей к ухищрениям, обману и жульничеству в дополнение к их обычаям и традициям. Поэтому религиозные фатвы меняются с изменением времени, места, обычая и обстоятельств. И все это из религии Аллаха, как уже было разъяснено»[2].

 

6. Убийство невинных людей.

Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:

«И не убивайте душу, которую запретил [убивать] Аллах, иначе, как по праву…» (аят 33).

Еще Всевышний Аллах в суре «Анъам» сказал:

«Скажи: “Придите, прочту [вам из Куръана] то, что запретил ваш Господь вам: чтобы вы не придавали Ему в сотоварищи ничего, и к родителям — добродеяние; и не убивайте своих детей от [страха] бедности. Мы наделяем уделом вас и их; и не приближайтесь к распутствам-развратам, ни к видимым из них, ни к невидимым; и не убивайте душу, [убивать] которую сделал харамной Аллах, кроме как по праву. Это завещал вам Он — быть может, вы уразумеете!”» (аят 151).

Убийство души — любой души — это харам, и один из самых великих грехов.

Всевышний Аллах в суре «Маида» сказал:

«Из-за этого Мы предписали сынам Исраила, что, поистине, тот, кто убил душу не за душу, или [не за] порчу на земле, словно убил всех людей. А тот, кто оживил ее [душу — человека], словно оживил всех людей. И действительно пришли к ним Наши посланники с ясными доказательствами. Потом, поистине, многие из них и после этого [прихода ясных доказательств] — действительно превышающие пределы на земле» (аят 32).

Вы же позволили себе убить многих невинных людей, которые не были воюющими, и даже не были вооружены, а просто потому, что они были не согласны с вашим мнением[3].

 

7. Убийство посланцев.

Известно, что все религии запрещают убийство посланцев. Под посланцами здесь имеются в виду люди, которые отправлены одной группой людей к другой, чтобы выполнить такие благородные задачи, как примирение или доставка сообщения. Такие посланцы имеют особую неприкосновенность. Ибн Масъуд сказал: «Согласно действующей сунне, посланцев никогда не убивают»[4].

Современные журналисты, если они честные и, конечно же, не шпионы, являются посланцами истины, потому что их работа заключается в том, чтобы раскрыть правду людям. Вы же пленили таких журналистов, как Джеймс Фоули и Стивен Сотлофф, и беспощадно убили их, несмотря на то, что Стивен Сотлофф просил о спасении, а мать Сотлоффа умоляла Вас и просила пощады. Сотрудники гуманитарных организаций также являются посланцами добра и милосердия. Тем не менее, вы убили сотрудника гуманитарной организации Дэвида Хейнса. То, что вы сделали, безусловно, является харамом.

 

8. Джихад.

Все мусульмане хорошо знают, что в джихаде есть великое достоинство. Аллах субханаху ва таъала в суре «Тавба» сказал:

«О вы, которые уверовали! Что с вами — когда говорится вам: “Мобилизуйтесь на пути Аллаха”, тяжело припадаете к земле?!» (аят 38).

Еще Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами, и не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!» (аят 190).

Существуют еще множество других подобных аятов.

Имам Шафиъи и трое других предводителей мазхабов, а также преобладающее большинство ученых считают, что джихад относится к категории деяний фардул кифая[5], а не фардул айн[6], потому что Всевышний Аллах в Куръане сказал:

«И обещал Аллах всем [из верующих] прекрасное. И Аллах дал превосходство усердствующим над отсиживающимися великим вознаграждением» (сура «Ниса», аят 95).

Слово «джихад» — это исламский термин, который в качестве понятия о применении оружия не может быть применен против кого бы то ни было из мусульман. Это категорически твердо установленный принцип. Кроме того, все ученые единодушны во мнении о том, что совершение джихада обусловлено согласием родителей. Доказательством этому является следующий хадис:

«К Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и попросил дозволения выйти на джихад, на что Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— Твои родители живы?

Тот ответил:

— Да.

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему:

— Твой джихад (усердствование) — служить им»[7].

Кроме того, существуют два вида джихада в Исламе:

1. Большой джихад — усердствование против своего нафса (эго).[8]

2. Малый джихад — усердствование против врага.

В отношении большого джихада, возвращаясь с газата,[9] Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мы вернулись с меньшего джихада к большому джихаду»[10]. Если вы скажете, что этот хадис является слабым (заиф) или вымышленным (мавзуъ), то ответ таков: есть аят, доказующий упомянутый выше смысл. Всевышний Аллах в суре «Фуркан» сказал:

«Не повинуйся же неверным и усердствуй им [Куръаном] против них великим усердием!» (аят 52).

«Им» в этом аяте, как следует из пояснения в скобке, подразумевает Куръан, который представляет собой «исцеление для того, что в грудях», (сура «Юнус», аят 57). Этот же смысл утверждается и в хадисе от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в котором он сказал: «Поведать вам о лучшем, чистом из всех ваших деяний, который в глазах вашего Господа возвысит ваше положение, и оно (деяние) лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше, чем пойти и встретиться с врагами и рубить их шеи, а они ваши шеи?» Они сказали: «Да». Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Это поминание Аллаха»[11]. Таким образом, «большой джихад»  — это джихад (усердствование) против собственного нафса, собственных естественных страстей, плотских желаний. Оружие такого джихада — это зикр Аллаха и очищение нафса.

Безусловно, Всевышний Аллах прояснил отношения между двумя видами джихада в другом аяте. Всевышний Аллах в суре «Анфал» сказал:

«О вы, которые уверовали! Когда встречаете группу [неверных], то будьте стойки и поминайте Аллаха много — быть может, вы преуспеете» (аят 45).

Следовательно, быть стойким есть проявление малого джихада и зависит он от большого джихада — усердствования против собственного нафса посредством поминания Аллаха и очищения души. В любом случае, джихад — это средство для достижения мира, спокойствия, безопасности. Джихад не является самоцелью. Это ясно из слов Самого Всевышнего Аллаха:

«И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия принадлежать Аллаху. А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым» (сура «Бакара», аят 193).

Вы же в своей речи от 4 июля 2014 года сказали: «Нет никакой жизни без джихада». Возможно, это было сказано, основываясь на тафсире, написанном Куртуби к следующему аяту:

«О вы, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (сура «Анфал», аят 24).

Истинный джихад дарует жизнь сердцу — душе. Однако жизнь может быть и без джихада, потому что он возлагается на мусульман только в определенных случаях и тогда сражение даже не нужно. Но в шариате нет совершения джихада без причины. Джихад, совершаемый без шариатской причины, без шариатской цели, без шариатского намерения и с использованием иного, нешариатского метода, не является джихадом, а скорее, является разбоем и насилием, откровенным преступлением.

1) Намерение. Всевышний Аллах в суре «Наджм» сказал:

«И что человеку нет ничего, кроме того, к чему он стремился» (аят 39).

Передается от Абу Мусы Aшъари радияллаху анху:

«К Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и сказал:

— Один человек сражается из чувства собственного достоинства, другой из храбрости, еще один ради рийа (показухи). Который из них — на пути Аллаха?

Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил:

— Тот, кто сражается за то, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, находится на пути Аллаха»[12].

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также сказал: «Первым, кого будут судить в День воскресения — это человек, который погиб мучеником (шахидом). Ему дадут опознать дарованные ему блага. Он вспомнит их и узнает. Его спросят: “Что ты сделал с ними?”, на что человек ответит: “Я сражался ради Тебя, пока не стал мучеником”. Всевышний Аллах скажет: “Ты солгал. Ты сражался чтобы про тебя говорили, что ты был храбрым, так и было сказано”. Затем его поволокут лицом ниц по земле и бросят в ад…»[13].

2) Причины для джихада. Причина для совершения джихада мусульманами — это вступить в сражение с теми, кто вступил в сражение с ними. Мусульмане не воюют с теми, кто не воюет с ними, и не нападают на тех, кто не нападал на них. Всевышний Аллах в Своем слове, которым дозволил джихад, сказал так:

«Разрешено [сражаться] тем (мусульманам), против которых сражаются [их враги], за то, что поистине, с ними поступлено несправедливо. И поистине, Аллах на помощь им действительно Мощен. [Тем,] которые выведены из своих жилищ несправедливо только за то, что говорят: “Господь наш — Аллах”. И если бы не отражение Аллаха одних людей другими, то непременно разрушены были бы скиты, и церкви, и синагоги, и мечети, где поминается имя Аллаха премного. И Аллах непременно поможет тому, кто поможет Ему. Поистине, Аллах действительно Сильный, Превосходящий [всех могуществом]!» (сура «Хадж», аяты 39-40).

Таким образом, джихад связан с безопасностью, свободой вероисповедания, предшествовавшими притеснениями, с проявившейся на земле действительностью и выселением из своей земли. Эти два аята были ниспосланы после того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники вынесли страдания от пыток, убийств и преследований со стороны многобожников в течение тринадцати лет. Следовательно, нельзя враждовать или сражаться только из-за разности религий и противоположности мнений. Это — позиция Абу Ханифы, имама Малика и имама Ахмада и всех других ученых, в том числе Ибн Таймии.[14]

3) Цель джихада. Ученые единодушны во мнении относительно цели джихада, ибо Аллах в суре «Бакара» сказал:

«И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия (принадлежать) Аллаху. А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым» (аят 193).

Также Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мне повелено сражаться с людьми, пока они не скажут “Лаа илааха иллаллах”, поэтому тот, кто говорит “Лаа илааха иллаллах”, сохранил (в безопасности) от меня свою жизнь и свое имущество, за исключением, разрешенного шариатом.[15] Его расчет — на Самом Аллахе».[16]

В этом и заключается цель джихада, которая вступает в силу только после того, как война была развязана против мусульман.

Эти тексты указывают, что причину джихада нельзя путать с целью джихада. Все ученые уммы единодушны в этом вопросе. Смысл вышеприведенного хадиса уже осуществился. Этот смысл хадиса условлен обещанием в аяте, в котором Всевышний Аллах сказал:

«Он — Тот, Кто послал Своего Посланника с наставлением на праведный путь и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми религиями. И довольно Аллаха как свидетеля!» (сура «Фатх», аят 28).

И это уже осуществилось на Аравийском полуострове при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Ибо об этом Всевышний Аллах сказал:

«…И чтобы ты предостерегал Уммул Кура [Мать Городов] и тех, кто вокруг нее…» (сура «Анъам», аят 92).

И еще Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам…»(сура «Тавба», аят 123).

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал также:

«Выселяйте многобожников с Аравийского полуострова».

Как это могло не сбыться, когда Аллах Сам обещает Пророку саллаллаху алайхи васаллам:

«Он — Тот, Который послал Своего посланника с наставлением на праведный путь и религией истины, чтобы превознести ее над всеми религиями, даже если [это] ненавидят многобожники» (сура «Софф», аят 9).

Тут подразумевается Аравийский полуостров, и это произошло при жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В любом случае, если преследуются интересы мусульман, то эмиры (руководители) джихадов должны прекратить все бои, которые ведутся в иных, помимо шариатских, целях. Потому что Всевышний Аллах в Куръане сказал:

«А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым», (сура «Бакара», аят 193).

4) Правила джихада. Правила поведения во время джихада обобщены в словах Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам: «Сражайтесь, но не превышайте пределы, не вероломствуйте, не рубите (не уродуйте тела умерших) и не убивайте детей».[17]

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в день фатха Мекки сказал: «Не убьют тех, кто убегает отступая! Не убьют тех, кто ранен! Кто закроет свои двери, тот в безопасности!»[18]

Когда Абу Бакр Сиддик радияллаху анху готовил войско и давал им напутствие перед походом на Шам (Левант), он сказал так: «Вы встретите такое племя людей, которые держат себя в храмах. Оставьте их, путь пребывают со своими обрядами. Вы также увидите другое племя, чьи головы шайтан сделал местом своего сиденья, то есть воинственные дьяконы. Так ударяйте по этим шеям. Но не убивайте стариков, женщин и детей. Не разрушайте здания. Не рубите деревья и не забивайте скот без уважительной причины. Не сжигайте пальмы и не затопляйте их. Не вероломствуйте, обманывая людей. Не рубите (не уродуйте) тела умерших. Не будьте трусливыми. Не воруйте из добычи (не мародерствуйте). И поистине, кто поможет Аллаху и Его посланникам, то Он поддержит их оттуда, откуда они не ждали. Воистину, Аллах — Сильный, Превосходящий [всех могуществом]».[19]

Что касается убийства заключенных, то это запрещено (харам) в исламском шариате. Вы же убили многих заключенных. Например, 1700 пленных в военном лагере Сабакир в Тикрите в июне 2014 года. Также 200 пленных в газовом месторождении Шаъир в июле 2014 года, 700 пленных из племени Шуайтат в августе в Дейрул Зуре (600 из которых были безоружными мирными жителями), 250 пленных в этом же месяце в военно-воздушной базе Табаках в Рикке. Кроме того, вы казнили курдских и ливанских солдат и многих неизвестных других людей, о которых ведает только Сам Аллах. Эти деяния — тяжкие военные преступления.

Если Вы утверждаете, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам убивал некоторых пленников в ряде сражений, то ответ таков: он приказал убить только двух пленных в битве при Бадре — Укбу ибн Абу Муайта и Надра ибн Хариса. Они стояли во главе битвы и были военными преступниками, а казнь военных преступников допустим, если приказал правитель. Также поступил Салахуддин Аййуби[20] после фатха Куддусуш Шарифа (Иерусалима). Также поступили и союзники на Нюрнбергском процессе после Второй мировой войны.

Что касается десятков тысяч пленников, оказавшихся в руках Пророка саллаллаху алайхи васаллам на протяжении десяти лет после 29 газатов (походов), он не убил ни одного рядового воина. Вместо этого, он повелевал, чтобы с ними обращались по-доброму, а впоследствии освобождал их.[21] Потому что божественное предопределение в отношении пленных и военнопленных отражено в словах Всевышнего Аллаха:

«Либо помилование после, либо выкуп, пока не сложит война ноши свои…» (сура «Мухаммад», аят 4).

Всевышний Аллах повелел относиться к пленникам и военнопленным с достоинством и уважением:

«И кормят они [благочестивые] едой, несмотря на любовь к ней [этой пище], бедняка, сироту и пленника» (сура «Инсан», аят 8).

Если вы скажете, что «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказывал казнить большую группу, например, людей племени Бани Курайза из 700 человек», то ответ таков, что это не было повелением Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а было решением Высшего справедливого суда. Следует отметить, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предоставил племени Бани Курайза свободу выбора судьи. Они потребовали, чтобы решение вынес их союзник Саъд ибн Муаз радияллаху анху. И тогда выбранный ими судья вынес решение против них, то есть судейство состоялось на основе их свободного выбора. Причина казни людей Бани Курайзы не состояла в том, что они воевали против мусульман. Такая мера наказания к ним была применена за то, что в период войны мусульман с врагами они совершили измену государству, правительству, решились убить всю исламскую умму. Ибо они, наряду с остальными, были равноправными подданными, членами одного общества. Если же вы из этого события вынесете для себя решение сунны и используете его в качестве аргумента для казни пленных, то не следует этому радоваться. Напротив, получив назидание из того события, вы должны внедрить сунну предоставления им свободу выбора судейского органа для наказания виновного.

Поистине, настоящая сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам в отношении пленников — это акты помилования и прощение, как это было продемонстрировано во время фатха Мекки, когда Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Я говорю, как сказал мой брат Юсуф: “Нет упреков теперь на вас”. Идите, вы свободны!».[22]

Наконец, один из важнейших принципов правил джихада состоит в том, что могут быть убиты только воины, а их семьи и не сражающиеся не могут быть убиты умышленно. Если Вы спросите про случай, когда у Пророка саллаллаху алайхи васаллам спросили о случайных прохожих и женщин, уже убитых вместе с многобожниками, а он сказал: «Они тоже часть этих», то этот хадис указывает только на случайное убийство невинных людей и никоим образом не указывает разрешенность преднамеренного убийства мирного населения, например, путем самоподрыва. Если вы скажете, что смысл грубого обращения к ним озвучен и в словах Всевышнего Аллаха — в аятах 73 и 123 суры «Тавба»[23], то эти слова относятся непосредственно к процессу сражения, к периоду военных действий, а не после него.

 

 

[1] Имам Газзали, «Ал-Мустасфа фи усулил фикх» (420/1), Муассасатур рисала.

[2] Ибн Каййум ал-Джавзийя, «Иъламул муваккиъин ан Раббил аламин» (157/4).

[3] Пророк саллаллаху алайхи васаллам не убивал и не разрешал убивать ни одного мунафика (лицемера), который был против него. Он алайхиссалам говорил: «Не хочучтобы людиговориличто Мухаммад убивает своих сподвижников”».

[4] Имам Ахмад, «Муснад» (306/6).

[5] Фардул кифая (فرض الكفاية) — религиозный долг, выполнение которого частью мусульман (частью общины, уммы) будет достаточным для остальных мусульман и освободит их от его выполнения. Примером этому служит джаназа-намаз. Когда умирает мусульманин, то для всех мусульман становится фардом — обязательным, омыть его, совершить по нему джаназу-намаз и похоронить его. Но поскольку это фардул кифая, то будет достаточным, если по нему совершат джаназу некоторые из мусульман. Тем самым с остальных обязательство фарда снимается.

[6] Фардул айн (فرض العين) — религиозный долг, обязательное и безусловное выполнение которого категорично требуется от каждого мусульманина. Его выполнение одним человеком не освобождает второго от обязательства его выполнения. Примером этому может служить намаз. Для каждого достигшего зрелости верующего совершение предписанного намаза пять раз в день является фардул айн.

[7] Сахихул Бухари, «Книга джихада (усердствования)» (3004)

[8] Нафс (نفس) — душа, эго; страсти человеческого естества; средоточие порочных душевных страстей, злобы и плотских желаний.

[9] Газат (мн.ч. газават) — так называются крупные военные походы, в которых Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам лично возглавлял мусульманское войско.

[10] Ал-Байхаки, «Книга зухда» (160/2), Ал-Хатиб ал-Багдади, «История Багдада» (523/3).

[11] Имам Малик, «Муватта», «Книга призыва к намазу» (490); Сунан Тирмизи, «Китабуд даъават»; Сунан Ибн Маджи, «Книга нравственности» (3790); Хакима в «Мустадраке» назвал сахихом (673/1).

[12] Сахихул Бухари, «Книга тавхида» (7458); Сахихул Муслим, «Книга эмирства» (1904).

[13] Сахихул Муслим, «Книга эмирства» (1905)

[14] Доктор Вахба Зухайли, «Ахкамул харб фил Ислам».

[15] То есть, если они сами не совершат такие проступки, за которые по шариату можно будет лишить имущества или жизни.

[16] Сахихул Бухари, «Книга джихада» (2946).

[17] Сахихул Муслим, «Книга джихада» (1731), Сунан Тирмизи, «Китабуд дийат»

[18] Ибн Абу Шайба, «Мусаннаф» (498/6)

[19] Байхаки, «Сунанул кубра» (90/9), «Муснад Абу Бакра», Марвази (21).

[20] В русской и западной транслитерации Салахуддин Юсуф ибн Аййуб больше известен как «Саладин».

[21] Ибн Абдулбарр, «Истиъаб» (812/2), а также в «Тафсирул Куртуби» написано: «Катада сказал: “Аллах велел хорошо относиться к заключенным”» (129/19).

[22] Байхаки, «Сунанул кубра» (118/9), «Файзул кадийр шархул джамиъус сагийр» (171/5).

[23] Подразумеваются фразы: «…и будь суров к ним [неверным]…» (сура «Тавба», аят 73); «И пусть они находят в вас суровость» (сура «Тавба», аят 123).

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: otkritoe-poslanie
Статьи относительно тематики
...Вспоминаю свою скромную жизнь. Мы с детства выросли с убеждением, что Ислам mdash религия мира. Это мировоззрение еще больше укрепилось в период учебы в бухарском читать полностью

3041 06:40 / 06.01.2017
ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНАМ. Два письма. Закончив работу с вышеприведенным текстом настоящей книги, я отправил его редактору и сотрудникам издательства1 и занялся читать полностью

72 10:36 / 27.03.2017
Из речи автора на презентации книги .Открытое послание,Сегодня мусульманский мир переживает один из самых тяжелых дней. Никто не может вспомнить, чтобы читать полностью

64 18:59 / 05.03.2017
Все эти крайне неприятные, печальные события имеют свои социальные, политические, экономические и другие причины. Это общепризнанная истина. Но мы должны признать читать полностью

2682 06:42 / 06.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Вопрос представлен без редактирования Ассаламу алайкум Зикр ахлидан суранг персоналы У меня есть кульминационный вопрос. Один человек делать намеренно большой читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat