1440 йил 17 раджаб | 2019 йил 24 март, воскресенье
Регион:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Что произносится при заключении брака

17:10 / 29 январь 467 Режим чтения + -

Брак считается заключенным при условии получения подтверждения от одной из сторон и согласия – от другой, что накладывает на обе стороны определенные взаимные обязательства. Как подтверждение, так и согласие должны быть выражены с помощью глагольных форм прошедшего или настоящего времени, поскольку они указывают на осуществление того или иного действия и констатацию этого факта, что же касается глагольных форм будущего времени, то их использование не допускается. Так, например, представителю одной стороны следует сказать «Я вышла за тебя замуж», или «Я выдал(а) за тебя замуж свою дочь», или «Я выдал(а) за тебя замуж свою поручительницу», тогда как представитель другой стороны должен сказать «Я женился (на тебе)», или «Я согласен жениться (на тебе)», или «Я согласен взять тебя в жены для своего сына», или «Я согласен взять тебя в жены для своего поручителя», или «Я согласен выдать за тебя замуж свою поручительницу».

Брак считается заключенным и в том случае, когда произносятся любые фразы такого рода, в одной из которых использованы гла-гольные формы прошедшего времени, а в другой - будущего или настоящего. Так, например, мужчина может сказать «Выходи за меня замуж», или «Будь моей женой», или «Будь женой моего сына», или «Будь женой моего поручителя». Слова же женщины «Будь моим мужем», или «Будь мужем моей дочери», или «Будь мужем моей поручительницы» будут являться не подтверждением, а косвенным поручением. Что касается слов мужчины «Заключи для меня брак», то по смыслу они являются поручением относительно заключения брака. В том случае, когда мужчина прямо говорит женщине: «Я поручаю тебе выдать себя замуж за меня», на что она отвечает: «Я вышла замуж», брак считается действительным. Если же тот, кому будет поручено публично заключить брак, скажет «Я выдал замуж», или «Я согласен», или «Слушаю и повинуюсь», эти слова послужат заменой тому, что в подобных случаях должны говорить обе стороны.

Брак не считается заключенным, если подтверждение выражено действием, в том числе и таким, как принятие брачного дара (махр). Так, например, если женщина при свидетелях ответит согласием на предложения выйти замуж, которые она получит от тысячи мужчин, и если мужчина публично вручит ей брачный дар, но не произнесет ни слова, такой брак не будет считаться заключенным, пока он лично не скажет: «Я согласен». В этом отношении заключение брака отличается от заключения торговой сделки, которую делает действительной принятие того, что является ее предметом, тогда как в силу важности брака одно лишь принятие брачного дара действительным брак не делает. Недействительно заключение брака без свидетелей, равно как и заключение такого брака, когда присутствующий при этом мужчина выражает свое согласие письменно, однако письменное согласие отсутствующего делает заключение брака действительным при том условии, что свидетели будут ознакомлены с содержанием послания. Если же мужчина напишет: «Я взял тебя в жены», а женщина напишет или скажет: «Я согласна», брак заключен не будет.

Ал-Камал б. ал-Хаммам пишет в «Фатх аль-Кадир»: «Браки заключаются как в письменной, так и в устной форме. Это значит, что мужчина может посвататься к женщине в письме, при получении которого ей следует собрать свидетелей, прочитать им это письмо и сказать: «Я вышла за него замуж», или: «Такой-то сватается ко мне в этом письме, так засвидетельствуйте, что я вышла за него замуж». Если же в присутствии свидетелей женщина скажет: «Я вышла замуж за такого-то», и ничего больше, брак заключен не будет, поскольку необходимым условием его действительности является выслушивание свидетелями обеих сторон. Выполнить это условие и позволяет чтение письма свидетелям или изложение им его содержания».

Основанием для того, чтобы считать брак не заключенным, не могут служить утверждения, например, такие, когда мужчина говорит: «Она — моя жена», поскольку подобные утверждения используются для указания на свершившийся факт, а не для заключения брака. Однако, рассматривая вопросы, касающиеся примирения, один из улемов писал: «Некий мужчина заявил, что заключил брак с одной женщиной, которая стала отрицать это. Тогда он достиг примирения с ней, выплатив этой женщине сто дирхемов с условием, что она признает факт заключения брака, и она признала это». Такое признание со стороны женщины допускается, но в подобном случае мужчина должен выплатить ей определенную сумму денег. Поскольку признание такого рода связано с возмещением, оно равнозначно заключению брака, после которого супруги могут сразу же вступать в свои супружеские права. Если все это происходило при свидетелях, брак будет действительным, в противном же случае таковым его, скорее всего, считать нельзя.

Давая подробный ответ на этот вопрос, другой улем писал: «Если оба они заявят о заключении брака в прошлом, чего на самом деле не было, такое заключение брака действительным считать нельзя. Если же мужчина заявит, что женщина является его женой, а она заявит, что он является ее мужем, их заявление будет рассматриваться как заключение брака в отличие от предыдущего случая, поскольку заявление о заключении брака в прошлом было ложным. На это указывает и Абу-Ханифа, который сказал: «Если мужчина скажет своей жене: «Ты не моя жена», намереваясь дать ей развод, такой развод будет действительным, так как в подобном случае он как бы говорит: «Я развелся с тобой». Если же, намереваясь дать жене развод, мужчина скажет: «Я не женился на тебе», такой развод будет недействительным, поскольку его слова будут чистой ложью».

Вместе с тем заключение брака следует заверить, сделав соответствующую запись у представителя власти, что является полезным во многих отношениях. Такая запись не только заверит факт заключения брака, но и станет гарантией прав каждого из супругов, а также послужит препятствием любому претендующему на брак мошеннику, который пожелает объявить этот брак фиктивным. В результате этого такой мошенник не сможет утверждать, что он заключил брак с такой-то женщиной, равно как и женщина, которая захочет пойти на обман, не сможет утверждать, что она вышла замуж за такого-то мужчину, если на самом деле этого не было.

Регистрация брака в официальных учреждениях позволяет также избежать путаницы или утраты сведений о степенях родства, поскольку в этих же учреждениях осуществляется регистрация новорожденных с указанием имен их родителей. Там же регистрируется и дата заключения брака, с чем связан целый ряд установлений шариата, имеющих отношение к наследованию, установлению степеней родства и периоду «идда». Вот почему я считаю, что регистрация брака в специальном официальном учреждении соответствует шариату. Если же представитель власти потребует этого, регистрация станет обязательной, поскольку по шариату выполнение дозволенного становится шариатской обязанностью, если этого потребует представитель власти. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и тем из вас, кто обладает властью. А если возникнут меж вами споры о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если веруете вы в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше, и (спор ваш получит) наилучшее истолкование» (Ниса, аят 59).

Необходимо помнить о том, что заключение брака считается действительным в случае выражения подтверждения и согласия и соблюдения прочих необходимых условий, даже если представители обеих сторон все делают в шутку. Так, например, если кто-нибудь шутя скажет: «Я выдал за тебя замуж свою дочь такую-то», а другой человек тоже шутя скажет в ответ: «Я согласен», заключение брака состоится и по шариату девушка станет его женой. То же самое касается и таких случаев, когда мужчина в шутку предлагает женщине выйти за него замуж, на что она также в шутку отвечает согласием. Факихи считают подобное бракосочетание действительным, если дело касается взрослой женщины, поскольку Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «(Когда речь идет о) трех вещах - о разводе, браке и возвращении (получившей развод жены, все сказанное следует воспринимать) серьезно независимо от того, в шутку (это говорилось) или всерьез» (Термизи).

Тирмизи приводит хадис, в котором сказано: «Объявляйте о заключении браков во всеуслышание, заключайте их в мечетях и бейте в знак этого в бубны».

Таким образом, рекомендуется объявлять о заключении браков и заключать их в мечетях по пятницам с помощью совершеннолетних лиц149 в присутствии беспристрастных свидетелей.

 

Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”

Статьи относительно тематики
Здесь имеется в виду искажение слов, в результате которого изменяется смысл произносимых фраз. Примером может служить такой случай, когда послание читается не читать полностью

96 15:00 / 14 февраль
Арабское слово .завадж, означает .соединение, .присоединение, .объединение,.В Куръане сказано .И сказали Мы .О Адам Поселись в раю вместе с женой своей и ешьте из читать полностью

263 12:15 / 23 январь
Суждения факихов о браке могут разниться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, например, когда коголибо охватывает сильное желание удовлетворить свою читать полностью

337 18:00 / 06.12.2018
Разделение всего сотворенного на особей мужского и женского рода является одним из важнейших указаний на существование, всемогущество и величие Аллаха, слава читать полностью

444 12:04 / 27.11.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Передается от Абу Кабши алАнмари радияллаху анху .Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Клянусь тремя вещами .Имущество раба божьего не убавится изза читать полностью
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Жил один юноша, и поехал он учиться в Европу на долгое время. Когда он вернулся домой, он попросил своих родителей найти исламского улема, который мог бы ответить на читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассалому алайкум Уважаемая коллегия, в хадисах имама Бухари есть хадис о запрете ношения одежды ниже щиколоток. Какой хукм от этого хадиса Разъясните читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat