1440 йил 12 раджаб | 2019 йил 19 март, вторник
Регион:
ЎЗ UZ RU EN AR
Воспитание души

Что такое тасаввуф?

16:46 / 21.11.2018 380 Режим чтения + -

Тасаввуф – это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама (саллаллаху алайхи васаллам), которые выражаются в форме институтов и представительств тасаввуфа, и в этом виде дошли до нашего времени. Под духовным авторитетом подразумеваются образцовые личные качества Пророка (саллаллаху алайхи васаллам), выраженные в определении “образцовый пример”. Как известно, Досточтимый Пророк воплотил в своей личности авторитет в политике, науке, духовности и других аспектах человеческой жизни. Тасаввуф представляет собой наивысшую точку, сущность и стержень исламских наук. Та сторона тасаввуфа, которая представляет собой “духовный опыт” получила название “халь - состояние”, это сторона, связанная с наслаждениеем и удовольствием. По мнению тех, кто понимает тасаввуф в виде нравственности, тасаввуф – это исламская наука, ставящая своей целью духовную зрелость и нравственное совершенство. Потому что это нравственная система, направленная на обустройство внутреннего мира человека и очищение его от дурных качеств. Есть много повелений Досточтимого Пророка, наставляющих к преданности Всевышнему Аллаху, выдвигающих на первый план внутренние духовные чувства в поклонении и поступках, отношениях и поведении.

То, что наш Пророк, ожививший в человеке чувство поклонения и служения Господу, отбросивший приверженность к этому миру, причиной достижения любви Всевышнего и людей сделал жизнь, связанную с отречением от мирского, привело к возникновению явления, названного вначале “зухд” (отречение), а позднее – “тасаввуф”.

В хадисе, упоминаемом в книгах хадисов как “Хадис Джибриля”, понятия “ислам, иман (вера) и ихсан” перечисляются именно в этой последовательности. Это перечисление демонстрирует алгоритм постепенного восхождения к совершенству. Ислам охватывает части тела человека и представлен повторением языком того, что установлено религией. Иман относится к сердцу и представляет собой утверждение и установление веры в душе. К тому же, в следующем аяте Корана объясняется, что иман находится на следующей ступени после ислама:

“Бедуины говорят: “мы уверовали”. Скажи им: “Вы еще не уверовали. Скажите лучше: “Мы в исламе”, ведь вера еще не установилась в ваших сердцах” (аль-Худжурат, 49/14). Когда понятия “мусульманин” и “муъмин” упоминаются в Коране рядом, вначале идет слово “мусульманин”. И в этом перечислении прослеживается градация. В хадисе нашего Пророка: “Человек не совершит прелюбодеяние или воровство, будучи муъмином” (Ибн Маджа) имеется в виду, что когда человек преступает границы запретного, хотя и остается в исламе, но, с точки зрения имана, наносит себе глубокую рану. “Ихсан”, упомяннутый в хадисе Джибриля и имеющий значение: “служить Аллаху, словно видишь Его” (Бухари, Муслим), – это следующая ступень после ислама и имана. Потому что ихсан – это чувство близости к Аллаху и успокоения сердца, для достижения которого муъмины прилагают столько усилий. Раб, достигший ихсана, достиг осознанности в воздержании от запретного и в совершении обязательных для исполнения предписаний, ведь он достиг тайны, выраженной в аяте: “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху” (аль-Бакара, 2/115). Всевышний Аллах в Коране приравнивает муъминов, достигших этого чувства, к “первым”: “В авангарде муъминов – мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину, ансары, принявшие их в Медине и те, кто следует за ними с чувством ихсана. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом” (ат-Тауба, 9/100).

Каждое понятие, упомянутое в хадисе Джибриля, стало предметом исследования отдельной науки: ислам стал предметом фикха, иман – акаида и каляма, ихсан стал предметом тасаввуфа. Предписания и запреты исламского законодательства – шариата можно разделить на две большие группы: те, что касаются внешних, видимых действий человека, и те, что относятся к внутренним, невидимым. Из них – намаз, пост, закят, повторение языком калима-и шахадат (формулы веры) и т.п. – это предписания, выполняемые человеком посредством собственного физического, видимого тела, а прелюбодеяние, спиртное, слова неверия – это нарушение запретов, связанных с видимыми поступками и состояниями. Внутренние, связанные с духовной сферой действия, которые ислам считает способом приближения к Господу – это такие духовные предписания, как иман, подтверждение в сердце истин ислама, преданность, терпение, благодарность, довольствование имеющимся, упование на Аллаха. Порицаемые внутренние действия и состояния, препятствующие достижению духовной близости с Господом, тоже связаны с духовной сферой. К ним относятся нетерпеливость, высокомерие, тщеславие от своего служения, служение ради видимости, умаление значения божественных благ. Хотя все эти перечисленные предписания и запреты определены в аятах и хадисах, почему-то мусульмане не проявляют в отношении духовных предписаний и запретов той тщательности и тонкости, какую проявляют в отношении предписаний и запретов, касающихся сферы видимого. Основная причина этого кроется, прежде всего, в том, что та тщательность, которая присуща изучению предписаний, относящихся к науке фикха, не проявляется при обучении по темам, связанных с духовностью и тасаввуфом.

Доктор Хасан Камиль Йылмаз,

из книги «Тасаввуф и Тарикаты»

Статьи относительно тематики
Так как тасаввуф занимается нравственностью ислама и ставит своей целью избавление от низменных качеств и обретение прекрасной нравственности, он получил читать полностью

292 21:01 / 24.11.2018
Достигаемые в результате поклонения ибадат, риязат и борьбы с недостатками муджахада совершенствование и развиттие души ведут к познанию Аллаха и выявлению читать полностью

293 20:55 / 11.12.2018
Источником тасаввуфа, как и всех исламских наук, является Коран и сунна. С точки зрения темы, цели, методов и сферы исследования тасаввуф имеет ряд особенностей, читать полностью

279 15:04 / 23.11.2018
Некоторые определения тасаввуфа исходят из того, что конечнной целью тасаввуфа является единение с Всевышним и достиженние довольства Аллаха.Зуннун Мисри ум. 245859 читать полностью

181 19:00 / 08.12.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Передается от Абу Кабши алАнмари радияллаху анху .Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал .Клянусь тремя вещами .Имущество раба божьего не убавится изза читать полностью
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Жил один юноша, и поехал он учиться в Европу на долгое время. Когда он вернулся домой, он попросил своих родителей найти исламского улема, который мог бы ответить на читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассалому алайкум Уважаемая коллегия, в хадисах имама Бухари есть хадис о запрете ношения одежды ниже щиколоток. Какой хукм от этого хадиса Разъясните читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat